22.05.2023
Претензия в договорных отношениях - это сообщение контрагенту о том, что он не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства. Обычно содержит требование об устранении нарушения или о расторжении договора.
Неформальная претензия обычно предъявляется устно или в переписке рядовых сотрудников двух организаций. Это может быть сообщение о том, что обнаружено нарушение, напоминание о пропущенном сроке исполнения обязанности и т.п. Целью такой претензии может быть предварительная проверка факта нарушения. В ней нет жестких требований или сообщения о намерении обратиться в суд. Пример такой претензии - звонок в бухгалтерию арендатора с сообщением о том, что арендная плата не поступила на счет арендодателя в установленный договором срок, и просьбой разъяснить ситуацию.
Письменную претензию обычно предъявляют, когда пострадавший убедился в обоснованности своих требований, а неформальное обращение к нарушителю не привело к желаемому результату. Такую претензию направляют по правилам для юридически значимых сообщений. Делается это для того, чтобы, если требование не будет исполнено, данный документ можно было использовать как доказательство соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда он обязателен.
Так, прежде чем расторгать договор через суд, вы должны направить контрагенту предложение о расторжении. По сути оно является претензией. В ряде случаев помимо этого вам придется сначала предложить другой стороне устранить нарушения. Например, такой порядок предусмотрен для расторжения договора арендодателем. Он должен направить арендатору две претензии - сначала с требованием исполнить обязательство, а затем, если исполнения не будет, - с предложением расторгнуть договор (ст. 619, п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 29 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).
Чтобы оставить комментарий необходимо войти