В июле 2014 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации «Об участии граждан в охране общественного порядка», которым установлены принципы и основные формы такого участия, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин.
В законе дано понятие общественного объединения правоохранительной направленности, каковым является не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка, народной дружины, как общественного объединения, основанного на членстве, участвующего в охране общественного порядка во взаимодействии с полицией и иными правоохранительными органами.
Определены ограничения для лиц, оказывающих помощь в охране общественного порядка. Они не вправе выдавать себя за сотрудников полиции и других правоохранительных органов, осуществлять деятельность, относящуюся исключительно к компетенции названных органов, а также допускать угрозы жизни и здоровью граждан.
Действующие на территории общественные объединения правоохранительной направленности и народные дружины подлежат включению в реестр, который ведут территориальные органы МВД России.
Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
- содействие органам полиции и иным правоохранительным органам;
- участие в поиске лиц, пропавших без вести;
- внештатное сотрудничество с полицией;
- участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Командиры народных дружин избираются членами дружин по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным органом МВД России.
Планы работ народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество участвующих народных дружинников подлежит согласованию с органами государственной власти, территориальным органом полиции.
Народные дружинники должны пройти подготовку в порядке, утвержденном МВД России, иметь удостоверение и носить форменную одежду с отличительными знаками, образцы которых утверждают субъекты Российской Федерации.
Народные дружинники вправе:
- требовать прекращения противоправных действий;
- принимать меры по охране места происшествия, обеспечению сохранности вещественных доказательств с последующей передачей их сотрудникам полиции;
- оказывать содействие полиции при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, закрепленных в ФЗ «О полиции»;
- применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации после предупреждения об этом. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает угрозу жизни и здоровью граждан или ему самому, либо может повлечь иные тяжкие последствия. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины;
- отказаться от исполнения обязанностей, если имеется угроза жизни и здоровью;
- осуществлять иные права, предусмотренные законом.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы.
Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности дружин, предоставлять им помещения, технические и иные материальные средства, осуществлять материальное стимулирование деятельности дружинников, предоставлять проездные билеты на все виды общественного транспорта, страховать дружинников.
Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней.
Законом также предусмотрены иные виды поощрения, которые, в том числе, могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения закона распространяются на деятельность народных дружин из числа казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации с учетом особенностей, указанных в ст. 23 настоящего закона и ФЗ «О государственной службе российского казачества».
В период осуществления обязанностейнародные дружинники и внештатные сотрудники полиции находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами, неисполнение которых влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.